Теоретические и практические основы учета концессионера мы рассмотрели вы статье "Учет у концессинера по договору концессии, предусматривающему плату концедента".
Наши покупатели попросили о более подробном анализе вопроса амортизации созданного объекта концессии.
Так на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", как правило, расходы систематизируются в порядке, который отличается от перечня создаваемых объектов концессии, приведенного в концессионном соглашении. Возникает вопрос - что считать инвентарным объектом для амортизации в бухучете и как амортизировать в налоговом учете.
Вопрос рассмотрен на конкретном примере сравнения ОСВ по сч. 08 и перечня объектов концессионном соглашении.
Бухгалтерский учет
В статье мы обратили внимание Организации на то, что российские стандарты учета не содержат информацию о порядке учета операций по концессионным соглашениям.
В соответствии с п. 7.1. Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
- а) международные стандарты финансовой отчетности;
- б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
- в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
Одновременно необходимо иметь в виду, что рекомендации по учету имущества, полученного в концессию, последующих капитальных вложений в это имущество, по признанию и выбытию объектов концессии изложены
- в Информации Минфина РФ ПЗ-2/2007 (об актуальности указанных разъяснений говорится в Письме Минфина РФ от 10.07.2019г. № 07-01-09/50804 и др.).
- Разъяснениях КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг» (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015г. № 217н).
В указанных документах говорится о том, что созданный объект концессионного соглашения не может в балансе отражаться в качестве основного средства. Право пользования объектом подлежит учету в качестве амортизируемого НМА.
При этом
- в п.3 Информации Минфина РФ ПЗ-2/2007 сказано, что учет права владения и пользования объектом концессионного соглашения ведется в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». Ныне - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утв. Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н.
- в п. 26 Разъяснений КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг» указано, что учет НМА должен вестись в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы»[1].
В соответствии с п. 5 ПБУ 14/2007 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
В п.п. 8-12 (IAS) 38 «Нематериальные активы» указано, что нематериальный актив - идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы (п.8).
Организации часто расходуют ресурсы или принимают на себя обязательства при приобретении, разработке, обслуживании или улучшении нематериальных ресурсов, таких как научные или технические знания, проектирование и внедрение новых процессов или систем, лицензии, интеллектуальная собственность, знания о рынке и торговые марки (в том числе фирменные наименования и издательские права). Распространенными примерами статей, входящих в эти общие категории, являются компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, кинофильмы, клиентская база, права обслуживания ипотеки, лицензии на рыболовство, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами или поставщиками, лояльность клиентов, доля рынка и права на сбыт (п.9).
Не все статьи, указанные в пункте 9, отвечают определению нематериального актива, а именно критериям идентифицируемости, контроля над ресурсом и наличия будущих экономических выгод. (п.10)
Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости, если он:
- (a) является отделимым, т.е. может быть обособлен или отделен от организации и продан, передан, лицензирован, предоставлен в аренду или обменен индивидуально или вместе с относящимся к нему договором, идентифицируемым активом или обязательством, независимо от того, намеревается ли организация так поступить; или
- (b) возникает в результате договорных или других юридических прав независимо от того, являются ли такие права передаваемыми или обособляемыми от организации или от других прав и обязанностей (12).
В части амортизации
В п.п. 23-26 ПБУ 14/2007 указано, что
Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если иное не установлено настоящим Положением (п.23).
При принятии нематериального актива к бухгалтерскому учету организация определяет срок его полезного использования.
Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида (п.25).
Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:
срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации). (п. 26).
В п.п. 8, 97 (IAS) 38 указано, что
Срок полезного использования - это:
- (a) период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет доступен для использования организацией; или
- (b) количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые организация ожидает получить от использования актива (п.8).
Амортизируемая величина нематериального актива с конечным сроком полезного использования должна распределяться на систематической основе на протяжении его срока полезного использования. (п.97).
По мнению консультантов, из вышеизложенного следует, что
- в составе активов бухгалтерского учета и отчетности отражается именно право пользования объектом концессии, а не сам объект концессии[2].
- ПБУ 14/2007 и (IAS) 38 требуют отражение в учете НМА, который представляет собой совокупность прав предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. Указанными правами не обладают отдельные объекты, учитываемые на счете 08, например, «Шкаф управления ....» или «ШУ ....» . (Поскольку конечная функция всего объекта, например, прием бытовых и производственных стоков, обезжелезивание воды и т.п.)
- ПБУ 14/2007 и (IAS) 38 предполагают амортизацию НМА в течение срока полезного использования. В случае с концессионным соглашением таким сроком (для «сложного объекта»), скорее всего, будет срок его действия – до 2044 г. (п. 57 Соглашения).
Таким образом, по мнению консультантов, Организация в бухгалтерском учете не может исчислять срок полезного использования для каждого отдельного объекта, указанного на сч. 08.
Необходимо определиться с выделением объектов, которые будут выполнять самостоятельные функции (т.е., то, ради чего они созданы в целом). Если эти объекты указаны в Концессионном соглашении, то амортизация должна начисляться по правам на каждый из них, а не по их составным частям.
Если в составе объектов, указанных в концессионном соглашении, технические службы Организации смогут выделить объекты с самостоятельными функциями, Организация может отдельно амортизировать соответствующие НМА.
Отмечаем, что выбор правил учета по ПБУ 14/2007 или IAS 38 Организации необходимо закрепить в учтенной политике.
В налоговом учете ситуация является идентичной. Приведенная ниже судебная практика дает более ясное представление о критериях, по которым выделяется объект учета[3].
Налоговый учет
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Из указанной нормы можно сделать вывод о том, что амортизация в рассматриваемом случае исчисляется в общеустановленном порядке с применением классификации основных средств, но в течение срока действия концессионного соглашения. (Письма Минфина РФ от 08.02.2019г. № 03-03-06/1/7663, от 26.03.2019г. № 03-03-06/1/20531, от 22.03.2019г. № 03-03-06/1/19429, от 13.11.2017г. № 03-03-06/1/74713, от 13.06.2017г. № 03-05-04-01/36589, от 15.02.2018г. № 03-03-06/1/9490 и др.)
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Из приведенной нормы следует, что в налоговом учете имущество признается основным средством, если его стоимость более 100 тыс. руб.[4], имущество используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
При этом в НК РФ отсутствует понятие «Единица учета основных средств», «Инвентарный объект». Также в НК РФ отсутствует положение, в соответствии с которым отдельное оборудование комплексных основных средств (далее – ОС) с существенно отличающимися сроками полезного использования может учитываться в качестве самостоятельного основного средства.
Соответственно в целях налогового учета для правильной квалификации имущества в качестве единого объекта ОС Минфин РФ и суды руководствуются специальным законодательством, содержащим информацию о конечном назначении объекта, заявленном производителем (доказательство того, что все оборудование может выполнять свои функции только в составе единого целого).
Сказанное подтверждается
- Постановлением Арбитражного суда УО от 13.03.2015г. № Ф09-922/15 по делу № А76-13049/2014 , в котором указано следующее:
«В соответствии с ОКОФ (раздел "Введение") группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ учитывает раздел, подраздел, класс, подкласс и вид.
Суды установили, что объекты "Система водоснабжения и канализации внутренняя (М-31" и "Система водопровода и канализации (М-30)" отнесены заявителем к 4 группе амортизации с кодами ОКОФ 14 2944117 "Машины и оборудование для коммунального хозяйства, включая оборудование для пожаротушения. Оборудование для водопроводно-канализационного и прочего хозяйства" и 14 2944110 "Машины и оборудование для коммунальных хозяйств. Оборудование для водопроводно-коммунального хозяйств".
Вместе с тем суды отметили, что, исходя из буквального содержания подраздела ОКОФ 14 0000000 "Машины и оборудование" и класса 14 2944000 - "Машины и оборудование для коммунального хозяйства, включая оборудование для пожаротушения (автомашины специальные для коммунального хозяйства и машины пожарные)" к указанным кодам могут быть отнесены только оборудование и автомашины специальные для коммунального хозяйства.
В силу п. 5.2.3 СП 30.13330.2012 "Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 626, системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения, производственного, противопожарного) включают в себя вводы в здания, узлы учета потребления холодной и горячей воды, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру.
Установив, что фактически произведенные обществом работы по прокладке труб на указанных объектах (в соответствии с представленными сметами) относятся к работам по монтажу системы внутреннего водопровода и канализации зданий, суды пришли к обоснованному выводу о том, что эти работы не могут быть отнесены к указанным кодам ОКОФ, соответственно указанные объекты подлежат отнесению к подклассу ОКОФ 12 4527372 - "Канализация" (класс 12 4527000 "Сооружение жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования").
Суды также установили, что заявителем объект "Система отопления (М-53)" (инвентарный номер 000007579) отнесен к коду ОКОФ 16 2930440, что позволило отнести его к 3 амортизационной группе.
Вместе с тем суды отметили, что подраздел ОКОФ 16 0000000 поименован как "Инвентарь производственный и хозяйственный", класс 16 2930000 - "Приборы бытовые". К подразделу "Инвентарь производственный и хозяйственный" относятся: производственный инвентарь, то есть предметы технического назначения, которые участвуют в производственном процессе, но не могут быть отнесены ни к оборудованию, ни к сооружениям. Это емкости для хранения жидкостей (чаны, бочки, баки), устройства и тара для сыпучих, штучных и тарно-штучных материалов, не относящиеся к сооружениям, устройства и мебель, служащие для облегчения производственных операций (рабочие столы, прилавки, кроме прилавков - холодильников и тепловых прилавков, торговые шкафы, стеллажи); хозяйственный инвентарь, то есть предметы конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемые в производственном процессе, - часы, предметы противопожарного назначения (кроме насосов и механических пожарных лестниц, относящихся к разделу "Машины и оборудование"), спортивный инвентарь.
Таким образом, объектами классификации подраздела "Инвентарь производственный и хозяйственный" могут быть только предметы, имеющие самостоятельное назначение и не являющиеся частью какого-либо другого объекта.
Установив, что указанный объект относится к отопительным приборам, используемым в уже существующей системе отопления, и не имеет самостоятельного назначения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отнесение Обществом этого объекта к подразделу "Инвентарь производственный и хозяйственный" является неправомерным.
В то же время в подраздел ОКОФ 14 0000000 "Машины и оборудование" включены устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию, в том числе рабочие машины и оборудование (машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств, состояния или положения). Указанный подраздел содержит класс 14 2897000 - "Оборудование санитарно-техническое металлическое", в который в свою очередь включен подкласс - 14 2897030 "Котлы отопительные, водонагреватели и вспомогательное оборудование к ним".
Установив, что в соответствии со сметой к объекту "Система отопления" на указанном объекте произведены следующие работы: прокладка трубопроводов из стальных неоцинкованных труб, прокладка трубки теплоизоляционной, частичная замена радиаторов, суды пришли к правомерному выводу о необходимости отнесения указанного объекта к коду ОКОФ 14 2897030».
- Постановлением ФАС МО от 18.02.2014г. № Ф05-354/2014 по делу № А40-37278/13
«Согласно Техническому описанию и краткой инструкции по эксплуатации ТЭКО СКО-Юпв данные объекты являются Станциями комплексной очистки воды в комплектно-блочном исполнении производительностью 10 куб. м в час, станция очистки питьевой воды предназначена для получения воды высокого качества, соответствующего требованиям санитарных норм, в объеме 10 куб. м в час для небольших предприятий или населенных пунктов с условным числом жителей до 1000 человек, что свидетельствует о том, что указанные объекты не могут быть отнесены к зданиям.
Станция изготавливается в блочно-комплектном исполнении полной заводской готовности, смонтирована в блок-боксе из металлических конструкций с утеплителем.
С учетом изложенного, "установка водоподготовительная" представляет собой единый объект основных средств и предлагаемое налоговым органом разделение объекта на здание и отдельно - очистное оборудование является невозможным технологически».
Аналогичная позиция приведена в иных судебных актах:
- в Постановлении от 05.04.2016г. № 09АП-4148/2016 по делу № А40-141701/15[5] Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам:
«Единые и обязательные к применению требования при проектировании нового строительства базовых станций сотовой связи установлены в Ведомственных нормах технологического проектирования "Комплексы сетей сотовой и спутниковой подвижной связи общего пользования" РД 45.162-2991, утвержденных письмом Минсвязи России от 15.03.2001 N 1809 (далее - Ведомственные нормы).
Согласно пункту 2.3.1 Ведомственных норм в состав базовой станции входят: комплекс приемопередающего радиооборудования; антенно-фидерные устройства; оборудование соединительной линии; устройства электропитания, кондиционирования воздуха, охранно-пожарной сигнализации и другое вспомогательное оборудование.
Согласно пункту 2.3.3.6 Ведомственных норм помещения базовой станции должны быть оборудованы системами отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" (утв. Постановлением Госстроя от 28.11.91).
Согласно пункту 2.3.3.10 Ведомственных норм в аппаратной базовой станции должны быть предусмотрены следующие виды искусственного освещения: рабочее освещение и аварийное (эвакуационное) освещение. Искусственное освещение технологических помещений должно соответствовать требованиям СНиП 23.05 "Естественное и искусственное освещение".
....
Таким образом, все вышеперечисленное оборудование является неотъемлемой частью базовой станции и может выполнять свои функции только в составе единого целого, используемого как основное средство без разделения на компоненты.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из следующего.
Применительно к комплексу оборудования, который составляет объект основных средств "базовую станцию", следует исходить из того, что базовая станция как средство труда в производственном процессе по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи не может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться без приемо-передающего, антенно-фидерного, транспортного оборудования, а также оборудования электропитания, климатконтроля и инженерных сооружений. Без указанного оборудования базовая станция утрачивает свое функциональное назначение.
Не смонтированное друг с другом приемо-передающее, антенно-фидерное, транспортное оборудование, оборудование электропитания и инженерные сооружения также невозможно использовать в качестве средств труда.
...
При этом для решения вопроса о возможности учета в целях налогообложения совокупности нескольких материальных объектов в качестве единого объекта амортизируемого имущества особое внимание следует обратить на такие признаки объекта амортизируемого имущества, как возможность его применения в качестве средств труда в процессе производства и реализации и его функциональная пригодность при вводе данного объекта в эксплуатацию.
Выделение отдельного объекта амортизируемого имущества в качестве единицы учета в целях налогообложения прибыли возможно на основе анализа функционального содержания его использования (способности выполнения своих функций каждого из составляющих его компонентов по отдельности, их функциональной или конструктивной взаимосвязи и т.п.).
Таким образом, все приспособления (комплектующие, детали и т.п.) стандартной комплектации основного средства, представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных и функционально взаимосвязанных материальных объектов и способные выполнять свои функции в качестве средств труда только в составе комплекса необходимо учитывать в целях налогообложения отдельным единым объектом амортизируемого имущества».
- в Постановлении от 14.07.2015г. № 10АП-5726/2015 по делу № А41-70312/14[6] Десятый арбитражный апелляционный суд указал следующее:
«В удовлетворении заявления о признании незаконным решения в части доначисления налога на прибыль, пени, штрафа, доначисления НДС отказано в части требований правомерно, поскольку заявитель не доказал наличие счета-фактуры в период заявления налогового вычета, получение заявителем счета-фактуры после принятия налоговым органом оспариваемого решения не свидетельствует о незаконности решения инспекции.
Апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в результате исполнения договора создан объект основных средств - комплекс коммерческого учета электрической энергии, то есть самостоятельный объект основных средств, в связи чем затраты на его создание не могут быть списаны в расходы единовременно в период из осуществления.
Согласно пункта 6.2.12 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (утв. приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 229) автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и мощности должны обеспечивать получение данных о средних 30-минутных (коммерческих) значениях электрической мощности и об учтенной электроэнергии по зонам суток за календарные сутки и накопительно за заданный отрезок времени (неделю, месяц, год и т.д.).
В соответствии с пунктом 6.12.4 Правил функционирование автоматизированные системы контроля и учета электрической энергии и мощности должно обеспечиваться на основе сбора и передачи информации от энергообъектов по структуре, соответствующей, как правило, структуре системы сбора и передачи информации автоматизированной системы диспетчерского управления: энергообъект - энергосистема - объединенное диспетчерское управление - центральное диспетчерское управление.
Главой 17.2 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий" (одобрен Постановлением Госстроя России от 26.10.2003 N 194) установлено, что автоматизированная система контроля и учета электрической энергии должна обеспечивать в том числе: поквартирный и поценовой учет всех основных видов энергоресурсов: электроэнергии в многотарифном режиме; дистанционный многотарифный коммерческий учет и достоверный контроль потребления энергоресурсов; автоматизированный расчет потребления и возможность выписки электронных счетов абонентам для оплаты потребленных энергоресурсов; выдачу данных и обмен аналитической информацией между структурами жилищно-коммунального хозяйства и энергоснабжающими организациями при решении задач управления потреблением энергоресурсов и энергосбережения.
....
Возможность использования счетчиков, интегрированных в систему АСКУЭ, в качестве самостоятельных приборов учета для снятия с них показаний (с каждого в отдельности), не означает, что система АСКУЭ не является единым целым и не предназначена для выполнения определенных функций.
Так, система АСКУЭ предназначена для анализа нагрузок на объектах с целью их оптимизации и обнаружения дефектов в монтаже вводно-распределительных устройств, точной фиксации сбоев в электроснабжении и нарушении в качестве энергоснабжения, то есть для комплексного исследования (оценки, обзора) показаний всех приборов учета, присоединенных к этой системе.
Довод апелляционной жалобы о том, что до создания системы АСКУЭ счетчики уже были установлены и использовались для снятия показаний, также не может свидетельствовать о незаконности вывод инспекции о создании основного средства - систему АСКУЭ, поскольку в названном случае стоимость счетчиков вообще не вошла в стоимость созданной системы.
Кроме того, рассматриваемая система АСКУЭ не единственная у заявителя, ранее такие системы по другим объектам уже были созданы, их создание оплачено по муниципальному заказу за счет средств местного бюджета, и эти системы приняты заявителем к учету в качестве основных средств».
- в Постановлении ФАС МО от 17.02.2014г. № Ф05-77/2014 по делу № А40-172861/12 судьи пришли к выводу, что спорное оборудование (с отдельными инвентарными номерами) не может признаваться отдельным объектом основных средств, так как является составной частью, обеспечивающей функциональную работоспособность подстанции, обеспечивает снижение объемов потерь при транспортировке электроэнергии по воздушным линиям, повышает надежность существующего оборудования подстанции. Спорное оборудование не имеет самостоятельного значения, не может быть использовано в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Официальные разъяснения Минфина РФ в отношении учета объектов Организации отсутствуют.
Однако в качестве примера позиции Минфина РФ по учету комплексных ОС можно привести учет зданий и системы коммуникации.
Так, в Письме Минфина РФ от 04.07.2017г. № 03-05-05-01/42244 указано следующее:
«При определении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать положения Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ), в соответствии с которым, в частности, здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).
Исходя из изложенного сети и системы инженерно-технического обеспечения не относятся к самостоятельным объектам недвижимости, а входят в состав здания или сооружения, в отношении которых определяется кадастровая стоимость в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Учитываемые в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, как отдельные инвентарные объекты сети и системы инженерно-технического обеспечения подлежат налогообложению в рамках статьи 378.2 Кодекса в составе кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, следовательно, балансовая (остаточная) стоимость сетей и систем инженерно-технического обеспечения не включается при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса».
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в налоговом учете комплексное ОС учитывается в качестве самостоятельного объекта основных средств. Оно не разделяется на составные объекты, когда только посредством совместной работы оборудования комплексного ОС может быть достигнуто выполнение функций, заявленных производителем, или установленных нормативными актами.
Дальнейшая оценка возможности комплектования комплексного ОС из объектов, перечисленных Организацией в ОСВ по счету 08, требует специальных технических знаний о конечном назначении объекта, который будет из них состоять.
По мнению консультантов, имущество, указанное в концессионном соглашении более соответствует перечисленным выше требованиям о выполнении единой функции амортизируемого имущества для налогового и бухгалтерского учета, нежели отдельные объекты, перечисленные в ОСВ по сч. 08.
- [1] введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н
- [2] Объект концессионного соглашения и его износ учитываются за балансом
- [3] По мнению консультантов, в данном случае не имеет значения, что в бухучете мы имеем дело с НМА, а в налоговом учете с самим объектом концессионного соглашения.
- [4] В 2012г. – 40 тыс. руб.
- [5] Постановлением Арбитражного суда МО от 02.08.2016г. № Ф05-10590/2016 данное постановление оставлено без изменения.
- [6] Постановлением Арбитражного суда МО от 03.11.2015г. № Ф05-14899/2015 данное постановление оставлено без изменения.
- Остались вопросы – пишите на наш адрес:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. - Благодарим за сотрудничество!
- Будем благодарны за рекомендацию Вашим коллегам нашей
Онлайн школы «Стань Главбухом!» - https://nalogi-cons.ru/onlajn-shkola-stan-glavbukhom.html
- Наша миссия - наставничество для начинающих бухгалтеров.