01.03.2020 г.

    

 

Водный налог и плата за водопользование
при отсутствии лицензии и договора на водопользование
(для подземных и поверхностных вод).

 

СИТУАЦИЯ:
В своей деятельности организация пользуется подземными и поверхностными водными источниками. Лицензию и договор водопользования до начала использования воды оформить не успели.

Как  и что нужно платить за водопользование.

На примере Организации, специализирующейся на водоснабжении населения и предприятий.

 

В статье рассмотрены следующие вопросы:

  • правовые основания взимания водного налога и платы за водопользование в соответствии с Водным кодексом РФ, законодательством о недрах и НК РФ,
  • порядок оплаты водного налога за пользование подземными источниками при отсутствии лицензии, в т.ч., ставки и необходимость применения пятикратного увеличения ставки,
  • порядок оплаты за водопользование поверхностными водами при отсутствии заключенных договоров на водопользование,
  • коротко об административной ответственности по КоАП РФ.

 

Выводы сделаны на основании норм Водного кодекса РФ, ГК РФ, НК РФ, обширной судебной практики, разъяснений Минфина РФ и ФНС РФ.

 

ОТВЕТ:

Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей делятся на поверхностные и подземные.

На основании ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования:

- подземными водными объектами - по основаниям и в порядке, которые установлены законом о недрах (п. 3 ст. 9 ВК РФ);

- поверхностными водными объектами -  на основании договоров водопользования в целях забора водных ресурсов ( пп. 1 п.2 ст.11 ВК РФ, п. 1 ст. 9 ВК РФ).

 

В соответствии с положениями статей 10.1 и 11 Закона РФ от 21.02.1992г. № 2395-1 «О недрах» право пользования подземными водными объектами возникает на основании специального государственного разрешения в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии, определяющие основные условия пользования недрами, в том числе согласованный уровень добычи полезных ископаемых (разрешенный (предельно допустимый) объем водоотбора в сутки (год)), и удостоверяющие право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

 

Приведенные выше положения вступили в силу с 01.01.2007 (Федеральный закон от 03.06.2006г. № 73-ФЗ).

Из вышеизложенного следует, что с 01.01.2007г. оформление новых прав[1] на изъятие воды

  • из поверхностных источников осуществляется, в т.ч, на основании договора водопользования, а
  • из  подземных источников – на основании лицензии.

 

В ст. 333.8 НК РФ указано следующее:

«1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации».

 

Пунктом 1 ст. 333.9 НК РФ установлено, что объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2  настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

На основании п.п. 1 и 2 ст. 333.10 НК РФ по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9  НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Согласно ст. 333.11 налоговым периодом признается квартал.

 

Общие налоговые ставки водного налога и коэффициенты к ним установлены пунктами 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ и применяются при заборе воды из поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год).

Пунктом 3 ст. 333.12 НК РФ установлены специальные налоговые ставки водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения.

 

В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных п. 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

 

 По общему правило Организации осуществляющие водоснабжение, производят поставку воды

  •  населению, т.е., применяют льготную ставку водного налога, предусмотренную п. 3 ст. 333.12 НК РФ,
  • организациям и ИП, т.е., применяют ставку водного налога, предусмотренную п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Отмечаем, отсутствие нормативно установленного определения понятия «Водоснабжение населения».

Так, в Письмах ФНС РФ от 21.01.2011г. № КЕ-4-3/636@ и  Минфина РФ от 30.12.2010г. № 03-06-05-02/17 указано, что под термином «водоснабжение населения» следует понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке.

 

Однако, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.09.2012г. № 5580/12 по делу № А31-2702/2011 указано следующее:

«В целях применения пункта 3 статьи 333.12 Налогового кодекса под водоснабжением населения следует понимать обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

Доначисление предприятию сумм водного налога произведено инспекцией в отношении объемов воды, отпущенных не населению, а организациям (в том числе городской больнице, гостинице, поликлинике, дому-интернату для престарелых, санаторию, монастырю, детскому саду, родильному дому, дому ребенка, школе искусств, музею природы, парикмахерской, ресторану) и индивидуальным предпринимателям.

Таким образом, у предприятия отсутствовали основания для применения пункта 3 статьи 333.12 Кодекса в отношении объемов воды, забранных из водных объектов в целях водоснабжения организаций и индивидуальных предпринимателей, не обеспечивающих питьевой водой жилищный фонд.

Вместе с тем судами не учтено, что согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Он состоит из жилищного фонда социального использования, индивидуального жилищного фонда, жилищного фонда коммерческого использования, а также специализированного жилищного фонда.

К специализированному жилищному фонду относятся, в частности, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (статья 92 Жилищного кодекса)».

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с мнением Президиума ВАС РФ под водоснабжением населения понимается обеспечение питьевой водой по договорам, абонентами по которым выступают физические лица, а также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

 

В целях структурирования ответа вопрос разделен на следующие подвопросы:

  1. порядок оплаты водного налога за пользование подземными источниками при отсутствии лицензии (в части расхода воды на население и прочее),
  2. порядок оплаты за водопользования поверхностными водами при отсутствии заключенных договоров на водопользование.

 

Подвопрос №1 порядок оплаты водного налога за пользование подземными источниками при отсутствии лицензии (в части расхода воды на население и прочее).

 

Судебная практика и Минфин РФ  рассматривают ситуацию налогообложения водным налогом при отсутствии лицензии в 2 направлениях:

  1. Факт отсутствия лицензии в принципе приводит к невозможности

(Продолжение ответа (основную часть статьи) Вы можете приобрести, кликнув по кнопке ниже)

   

  

 

  • Остались вопросы – пишите на наш адрес:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
  •  Благодарим за сотрудничество!
  •  
  • Будем благодарны за рекомендацию Вашим коллегам нашей 
    Онлайн школы «Стань Главбухом!» 
  • https://nalogi-cons.ru/onlajn-shkola-stan-glavbukhom.html
  • Наша миссия - наставничество для начинающих бухгалтеров.
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru