Земельный налог (Глава 31 НК РФ).
 
Земельный налог устанавливается НК РФ и
- нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (МО),
- законами субъектов РФ для городов федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
 и обязателен к уплате на территориях указанных МО или субъектов РФ. (ст. 387 НК РФ).
 
В п. 1 ст. 5 Конституции РФ указано, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.
В п. 1 ст. 131 Конституции также указано, что местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом.
Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что 
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

 
 
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются
- организации и
- физические лица,
обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, 
- на праве собственности,
- праве постоянного (бессрочного) пользования или
- праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено НК РФ.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Налогоплательщики-организации налогоплательщики - физические лица

определяют налоговую базу
самостоятельно
на основании сведений ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем им 
- на праве собственности или
- праве постоянного (бессрочного) пользования.

 

сами налоговую базу не определяют и налог не исчисляют.

Это делают налоговые органы на основании сведений, которые представляются им органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

 Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них 
- на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или
- переданных им по договору аренды.

 

Не признаются объектами налогообложения:

2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.(ст. 389 НК РФ)

 
 

Объекты налогообложения (ст. 389 НК РФ)

земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

 

 

Налоговая база (ст.391 НК РФ, ст. 392 НК РФ ) - 

это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Земельный участок образован в течение налогового периода налоговая база  - его кадастровая стоимость на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Земельный участок, находящийся на территориях нескольких МО (на территориях МО и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя)

налоговая база определяется по каждому МО (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю) пропорционально доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего МО.

т.е., для определения налоговой базы: 
1. Определяем долю земельного участка в границах МО (ГФЗ),
2. Кадастровую стоимость умножаем на эту долю.

Налогоплательщиками по одному земельному участку признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок.

 

Земельный участок, находится в общей долевой собственности Налоговая база определяется для каждого собственника данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Земельный участок, находится в общей совместной собственности  Налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
 

1.1. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный периоды (ст. 393 НК РФ)

Налоговый период  - календарный год

Отчетный период для организаций  - первый квартал, второй квартал, третий квартал. МО и ГФЗ  могут не устанавливать отчетные периоды и предусмотреть право не начислять авансовые платежи (п.9 ст. 396 НК РФ).

  

Расчет авансовых платежей и суммы налога(ст. 396 НК РФ)

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Если авансовые платежи не исчисляются

Сумма земельного налога = кадастровая стоимость х ставка налога. 

 

Если авансовые платежи исчисляются

 

Сумма авансового платежа = кадастровая стоимость х ставка налога х 1/4. (рассчитывается по итогам отчетного периода).

Сумма земельного налога = (кадастровая стоимость х ставка налога)  - авансовые платежи. (рассчитывается по итогам года).

 

  Налоговые ставки (ст. 394 НК РФ)
 устанавливаются в нормативных актах  МО/ГФЗ и не могут превышать ставки, установленные НК РФ:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

п.п. 15-17 ст. 396 НК РФ (о коэффициентах)

15. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-хлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

17. В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Положения настоящего пункта не применяются при исчислении налога с учетом положений пунктов 15 и 16 настоящей статьи.

   

  Порядок уплаты налога и авансовых платежей
Авансовые платежи уплачиваются, если нормативными актами МО/ГФЗ не предусмотрено иное.  (ст. 397 НК РФ)

Организации

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков

 Организации

Налог - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Авансовые платежи для организации - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. 

Физлица

Уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

 

Физлица

Налог - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 
 
 
 
Освобождаются от налогообложения, в т.ч.: (Ст. 395 НК РФ)

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а также земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;...

9) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пп.11 настоящего пункта, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра "Сколково" и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом;

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, - в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;

12) организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. 

13) организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра.

2. В случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных подпунктами 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы, указанные в подпунктах 9, 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, не применяются.

 

 В п. 10 ст. 396 НК РФ право на льготы

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. 

Если подтверждающие документы не предоставлены, о налоговый орган обязан их запросить у уполномоченных органов самостоятельно, используя ту информацию, которая указана в заявлении о представлении льготы.

В случае получения информации о том, что такое лицо не может предоставить соответствующие документы, налоговый орган в течение трех дней проинформировать налогоплательщика об этом и о необходимости представления подтверждающих документов.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

 

В ст. 396 НК РФ устанавливает порядок исчисления налога  в случае неполного периода владения транспорным средством в течение года

В случае, если  в течение налогового (отчетного) периода произошло:

- возникновение (прекращение) права  на земельный участок (его долю) 

- изменение кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка

 

исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (К).

исчисление коэффициента (К).


число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика

К = _____________________________________________________

к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

 

При этом,
- если возникновение права произошло до 15 числа или прекращение указанного права произошло после 15 числа месяца, месяц считается в формуле полным,
- если возникновение права произошло после 15 числа или прекращение указанного права произошло  до 15 числа месяца, этот месяц не считается в формуле.

 

 

Сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога (п.5 ст. 397 НК РФ и  В п.п 4-7 ст. 363 НК РФ)

Составление, передача (направление) налоговыми органами налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им земельных участков сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 НК РФ.

 Т.е.,:

4. Налоговые органы передают налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в следующие сроки:

1) в течение 10 дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, но не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;

2) не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;

3) не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

5. Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.

В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.

Сообщение об исчисленной сумме налога передается налоговым органом налогоплательщику-организации в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами сообщение об исчисленной сумме налога направляется по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку. В случае направления сообщения об исчисленной сумме налога по почте заказным письмом такое сообщение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

6. Налогоплательщик-организация вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога  представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления суммы налога.

7. Они рассматриваются налоговым органом в течение 1 месяца со дня их получения. Срок может быть продлен не более чем на 1 месяц.

О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика в течение 1 месяца.
В случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных пояснений  сумма налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 дней после составления такого сообщения.

Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога  в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных пояснений и (или) документов. 

 

Декларацию по земельному налогу начиная с отчетности за 2020 г. подавать не нужно (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Однако, если вы используете налоговые льготы, о них необходимо заявить в налоговый орган (Письма ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@, от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@).

Заявление о предоставлении льготы подавайте по форме, указанной в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@.

 

Доп.материал к уроку.


Чек-лист №1 к Уроку 35.нГ Земельный налог - полезные сервисы
Чек-лист №2 к Уроку 35.нГ. Выводы и практика