Является ли Приказ руководителя - ЛНА?

На практике сложилось, что приказ может являться локальным нормативным актом (ЛНА) с точки зрения его содержания. Однако далеко не любой приказ – это ЛНА. Напомним, что локальные нормативные акты – это документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). В ТК РФ прямо упоминаются только некоторые ЛНА, например правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ), положения об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ), персональных данных (ст. 87 ТК РФ), служебных командировках (ч. 4 ст. 168 ТК РФ) и др. Чаще всего ЛНА принимаются в виде положений, инструкций, регламентов, политик и утверждаются приказом (но могут утверждаться и уполномоченным должностным лицом – генеральным директором и пр.). Однако в некоторых случаях все необходимые нормы могут включаться непосредственно в текст приказа. Например, согласно ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий и должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, должен быть определен коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами. Если перечень небольшой, то работодатели нередко устанавливают этот список не отдельным ЛНА, а прямо в тексте приказа перечисляют работы / профессии / должности. К форме ЛНА в виде приказа ни проверяющие, ни суды претензий не высказывают. Проблемы на практике чаще возникают, если работодатель не ознакомит работников в должном порядке с таким приказом (содержащим нормы, которые должны быть установлены в ЛНА, согласно ТК РФ).Также не стоит путать подобные приказы с приказами, действие которых распространяется на ограниченный круг лиц, в частности, приказы о приеме на работу, увольнении, переводе, выплате премий и пр. – они касаются конкретных работников, прямо в них поименованных, поэтому не являются ЛНА.

Таким образом, определяющим признаком, относится ли документ (в т.ч. приказ) к ЛНА или нет, является его содержание – есть ли там признак именно нормативности:

-данный акт рассчитан на неоднократное применение в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (т.е. его действие не прекращается после однократного исполнения какой-либо обязанности) и
-распространяется на заранее неопределенный круг лиц (т.е. в нем не перечислены конкретные Ф.И.О. сотрудников), – например на весь персонал предприятия или на всех работников, которые занимают либо будут занимать в будущем определенную должность.


Источник: https://delo-press.ru/faq/documents/48674-mozhet-li-prikaz-byt-lokalnym-normativnym-aktom/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Письмо Минтруда России от 07.03.2019 N 14-2/В-139  - Приказами оформляются решения как нормативного характера, так и по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

 

Проверка цен на рыночность 

В абзаце 12 письма Минфина РФ от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, адресованного ФНС России, указано, что в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса. На применимость данной позиции Минфин РФ ссылается в течение последних 8 лет (Письма Минфина РФ от 25.02.2016г. № 03-01-11/10321, от 28.11.2018г. № 03-12-12/1/85982 и др.).
Одновременно обращаем внимание, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 01.02.2016 N АКПИ15-1383, абзац 12 вышеуказанного письма Минфина России не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе пунктам 2 и 3 статьи 105.3 Кодекса, пункту 1 статьи 105.17 Кодекса и Федеральному закону от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

 

Взаимозависимость 

Суды исходят из того, что взаимозависимость сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля только если установлено, что такая взаимозависимость используется как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2020 N Ф07-759/2020 по делу N А13-18722/2017).

 

Дробление бизнеса

В Письме ФНС России от 11.08.2017г. № СА-4-7/15895@ приводятся общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности.

 

Списание ОНА в случае, если получение прибыли не планируется.

1. Надо списывать перед составлением бух.отчетности за 2020г. (т.е., декабрем 2020г.)
Составить документ об инвентаризации ОНА. И в пояснениях к нему указать то, что получение прибыли не планируется в связи с предстоящей ликвидацией. Далее составить бух.справку о списании. И сослаться на приведенные ниже нормы. Желательно еще приказ руководителя о списании ОНА.

В соответствии с п. 6 ПБУ 1/2008
6. Учетная политика организации должна обеспечивать:
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

В соответствии с п. 7.2. Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.


Это цитаты из ПБУ 18/02
П.14 … Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах.

П. 17. В случае, если в текущем отчетном периоде отсутствует налогооблагаемая прибыль, но существует вероятность того, что налогооблагаемая прибыль возникнет в последующих отчетных периодах, то суммы отложенного налогового актива останутся без изменения до такого отчетного периода, когда возникнет в организации налогооблагаемая прибыль, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отложенный налоговый актив при выбытии актива, по которому он был начислен, списывается в сумме, на которую по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не будет уменьшена налогооблагаемая прибыль, как отчетного периода, так и последующих отчетных периодов.


Иными словами, ОНА признаются в том периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, если организация предполагает, что в следующих периодах она получит прибыль. Если существует вероятность того, что в будущем у организации прибыли не будет, она не вправе формировать и отражать в учете ОНА. В этих случаях убыток следует признавать не временной, а постоянной разницей.

Списание отложенного налогового актива отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 09.

 

 Возмещение расходов покупателя иностранным поставщиком 

Покупатель не является налоговым агентом
- по НДС (Письма Минфина РФ от 16.07.2007г. № 03-07-08/196, от 22.02.2018г. № 03-07-11/11149, от 27.10.2017г. № 03-07-11/70530)
- по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 09.10.2014г. № 03-08-05/50896)

Возмещение расходов исполнителя

Из к+

НДС при возмещении расходов

Договор может предусматривать, что кроме оплаты стоимости товаров (работ, услуг) покупатель (заказчик) возмещает продавцу (исполнителю) понесенные им дополнительные расходы. Например, на проезд работников исполнителя, на доставку товара.
Порядок расчета НДС и применения вычетов зависит от того, как возмещаются расходы: в составе цены договора, сверх его цены или в рамках посреднического договора.
Удобнее включить их в общую цену договора. В этом случае продавец уплатит НДС со всей суммы по договору, включая возмещаемые расходы. Покупатель примет к вычету весь "входной" НДС.
Перевыставление расходов по посредническому договору связано с более сложным документооборотом. А при возмещении расходов сверх цены договора покупатель не сможет принять НДС к вычету.

Оглавление:
1. НДС при возмещении расходов, учтенных в цене договора
2. НДС при возмещении расходов сверх цены договора
3. НДС при перевыставлении расходов по посредническому договору

1. НДС при возмещении расходов, учтенных в цене договора
Если возмещаемые расходы учтены в составе цены договора (операции по которому облагаются НДС), то в этом случае:
• поставщик (подрядчик, исполнитель) со всей цены по договору, включая возмещенные расходы, должен исчислить и уплатить НДС в общем порядке. Налоговая база в этом случае определяется исходя из цены, установленной договором (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК РФ). Это самый простой способ для целей исчисления НДС.
На всю сумму по договору поставщик выставляет счет-фактуру и регистрирует его в книге продаж (п. 3 ст. 168 НК РФ, п. 3 Правил ведения книги продаж). Счет-фактура в этом случае оформляется в общем порядке в соответствии с Правилами заполнения счетов-фактур. Никаких особенностей нет;
• покупатель (заказчик) вправе принять к вычету НДС со всей цены договора, включая стоимость возмещенных расходов, на основании выставленного ему счета-фактуры (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Для вычета необходимо соблюсти общие условия.

Какие расходы может возмещать покупатель (заказчик) поставщику (исполнителю) по договору
Перечень таких расходов законодательно не установлен. Поэтому возмещены могут быть любые затраты, например:
• проживание в гостинице, питание командированных сотрудников, а также проезд любым видом транспорта;
• перевозка сотрудников, работающих вахтовым методом;
• доставка товаров.

2. НДС при возмещении расходов сверх цены договора
Дополнительные расходы по договору могут быть перевыставлены сверх цены договора.

2.1. НДС у поставщика при перевыставлении расходов сверх цены
При перевыставлении расходов сверх цены договора поставщик (подрядчик, исполнитель) должен:
1) исчислить НДС по расчетной ставке - 20/120 или 10/110 на дату получения возмещения от покупателя (заказчика). Расчетная ставка - 20/120 либо 10/110 применяется в зависимости от того, по какой ставке облагается основная операция.
Основание: п. 2 ст. 153, пп. 2 п. 1 ст. 162, п. 4 ст. 164 НК РФ, Письма Минфина России от 23.11.2015 N 03-07-11/67917, от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, ФНС России от 09.11.2016 N СД-4-3/21171@;
2) оформить счет-фактуру на сумму возмещения в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж (п. п. 3, 18 Правил ведения книги продаж).
Исчисленный по расчетной ставке НДС вы можете учесть в прочих расходах при расчете налога на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Этот НДС вы не предъявляете дополнительно к цене возмещаемых расходов, а определяете расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ). Поэтому установленное в п. 19 ст. 270 НК РФ ограничение на учет НДС в расходах к этому случаю не применяется.
"Входной" НДС по перевыставленным расходам вы вправе принять к вычету при соблюдении общих условий (Письма Минфина России от 22.04.2015 N 03-07-11/22989, от 22.10.2013 N 03-07-09/44156).
Обратите внимание, что при перевыставлении стоимости некоторых видов услуг у официальных органов есть разъяснения с особой позицией.
В отношении перевыставления стоимости транспортных услуг Минфин России в Письме от 22.02.2018 N 03-07-09/11443 указал, что если заказчик возмещает исполнителю понесенные им транспортные расходы, то исполнитель не начисляет НДС на их стоимость и счет-фактуру заказчику не выставляет. Но и права на вычет по приобретенным дополнительным услугам у исполнителя также нет: он не использует их для операций, облагаемых НДС.
Однако в данном Письме речь идет о перевыставлении стоимости конкретной услуги по транспортировке подаваемых (возвращаемых) вагонов - железнодорожного тарифа. По нашему мнению, такой подход рискованно применять при перевыставлении иных услуг. Это может привести к спору с налоговым органом.
При перевыставлении стоимости коммунальных платежей налог начислять не нужно, поскольку нет объекта обложения НДС. Соответственно, счет-фактура также не выставляется. Дело в том, что исполнитель не может выступать поставщиком электроэнергии, воды, газа для своего покупателя (заказчика), так как сам выступает в роли покупателя (абонента). Это следует из Писем Минфина России от 31.12.2008 N 03-07-11/392, от 26.12.2008 N 03-07-05/51, ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ (п. 2).


См. также: Как арендодатель облагает НДС перевыставленные коммунальные услуги

2.2. НДС у покупателя при перевыставлении расходов сверх цены
Покупатель (заказчик) при возмещении поставщику (подрядчику, исполнителю) расходов сверх цены договора не может принять к вычету НДС. Ведь налог дополнительно к перевыставленной сумме расходов к оплате ему не предъявляется. Кроме того, у покупателя нет счета-фактуры, который является обязательным условием применения вычета. Дело в том, что продавец (исполнитель) выставляет счет-фактуру только в одном экземпляре (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, п. п. 3, 18 Правил ведения книги продаж, Письма Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156, от 06.02.2013 N 03-07-11/2568).


См. также: Общие условия для вычета НДС

3. НДС при перевыставлении расходов по посредническому договору
Дополнительные расходы по основному договору могут быть перевыставлены в рамках посреднического договора (например, агентского или комиссии).
Это возможно в том случае, если продавец (исполнитель) и покупатель (заказчик) дополнительно к основному договору заключили посреднический. Либо если они заключили смешанный договор, например договор поставки с элементами посреднического договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
В этом случае продавец также становится посредником (агентом или комиссионером), а покупатель - заказчиком (принципалом или комитентом).
Далее рассмотрим налогообложение НДС у посредника и заказчика при перевыставлении расходов.

3.1. НДС у посредника при перевыставлении расходов
При перевыставлении расходов в рамках посреднического договора посредник (агент, комиссионер):
1) не начисляет и не уплачивает НДС с перевыставленных расходов, так как они произведены для выполнения основного договора (п. 1 ст. 156 НК РФ);
2) не принимает к вычету "входной" НДС по перевыставленным расходам, поскольку они произведены в интересах заказчика и к учету посредника не принимаются;
3) перевыставляет заказчику счет-фактуру, но только в том случае, если расходы он произвел от своего имени. Перевыставить счет-фактуру нужно в общем порядке (п. 3.1 ст. 169 НК РФ, п. 3, пп. "а" п. 7, п. п. 11, 12 Правил ведения журнала учета счетов-фактур, пп. "а" п. 11 Правил заполнения счета-фактуры, п. 3 Правил ведения книги продаж):
- в счет-фактуру для заказчика нужно перенести данные из счета-фактуры от третьего лица;
- зарегистрировать перевыставленный счет-фактуру в ч. 1 журнала учета счетов-фактур за квартал его составления. В книге продаж этот счет-фактуру отражать не нужно;
- зарегистрировать счет-фактуру от третьего лица в ч. 2 журнала учета счетов-фактур за квартал, когда он составлен. В книге покупок отражать его не нужно;
- заверить копии счетов-фактур, выставленных третьим лицом, и передать заказчику.
Если же поставщик приобретает товары (работы, услуги) от имени заказчика (принципала, комитента), то счет-фактуру перевыставлять не нужно. Такие счета-фактуры продавцы сразу выписывают на имя заказчика (Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-14/44201).


См. также:
• НДС по агентскому договору у агента
• НДС у комиссионера

3.2. НДС у заказчика при перевыставлении расходов
При перевыставлении расходов в рамках посреднического договора заказчик (принципал, комитент) вправе принять к вычету "входной" НДС со стоимости перевыставленных расходов. Для этого необходимо соблюсти общие условия (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
• нужно быть плательщиком НДС;
• товары, работы, услуги, стоимость которых перевыставляется, должны быть предназначены для облагаемой НДС деятельности;
• эти товары, работы, услуги должны быть вами оприходованы;
• у вас есть правильно оформленный счет-фактура. Если посредник действовал от вашего имени, то у вас должен быть счет-фактура продавца. А если посредник действовал от своего имени - перевыставленный счет-фактура от посредника с приложением заверенных копий счетов-фактур продавца.

 

Неотражение объекта учета на забалансовых счетах 

- не приводит к штрафу по ст. 120 НК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 по делу N А19-566/08-20 (Определением ВАС РФ от 30.01.2009 N ВАС-15629/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.))
 "Неотражение стоимости арендованного имущества на забалансовом счете не влияет на учет доходов и расходов, а также на определение прибыли в связи с чем, привлечение к ответственности общества по статье 120 Налогового кодекса Российской Федерации является неправомерным".
Аналогичная позиция ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1181-09)

 - привоит к штрафу по ст. 120 НК РФ  (Постановления ФАС Уральского округа от 01.09.2008 N Ф09-6162/08-С3, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2007 N 09АП-12378/2007-АК по делу N А40-21586/07-4-130)

 

Дистанционный работник не уведомил о том, что нерезидентом. На кого возлагается ответственность за правильность исчисления НДФЛ?

Письмо Минфина РФ от 22.02.2017 г. № 03-04-05/10518

....
В случае выполнения трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации в отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, полученных от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статей 208, 209 и 228 Кодекса организация-работодатель не признается налоговым агентом.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации место работы является обязательным условием для включения в трудовой договор.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 24 Кодекса, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ответственность за правильность определения источника дохода, а также налогового статуса физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом.

При этом Кодексом не установлено каких-либо правил подтверждения налоговыми агентами фактического времени нахождения налогоплательщика в Российской Федерации.

Установление налогового статуса физического лица - сотрудника организации производится организацией самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. В этих целях организация может запрашивать у физического лица необходимые сведения и документы.
Вместе с тем физическое лицо может самостоятельно представить налоговому агенту соответствующие документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом".

 

Модификация ПО в н/у и б/у

н/у

Если речь идет об информационном пополнении справочно-правовых систем, то расходы организации признаются (и в бухгалтерском, и в налоговом учете) в том отчетном периоде, в котором они имели место. При этом факт оказания информационных услуг должен подтверждаться соответствующим документом (актом, подписанным обеими сторонами).

Если же речь идет об обновлении (модификации) самой программной оболочки (установка новой версии, дополнительных модулей и т.п.), что влечет за собой качественное изменение программного продукта, то, по мнению Минфина, понесенные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль не единовременно, а в течение определенного срока, который организация вправе установить самостоятельно (при отсутствии этого срока в договоре с правообладателем) (Письма Минфина России от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8161, от 16.01.2012 N 03-03-06/1/15, от 23.10.2009 N 03-03-06/1/681, от 18.04.2007 N 03-03-06/2/75).
Такие же разъяснения даны в Письме Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386 в отношении затрат на приобретение обновлений для программ, учтенных в качестве нематериальных активов. По мнению Минфина России, затраты на приобретение обновлений для таких программ учитываются в составе расходов в течение периода использования нематериального актива (см. также Письмо Минфина России от 16.11.2018 N 03-03-06/1/82775).
Тот же вывод можно найти в Письме Минфина России от 17.05.2018 N 03-03-06/1/33132 в отношении затрат на доработку нематериального актива: указанные затраты учитываются в течение периода использования нематериального актива.
В Письме Минфина России от 26.04.2017 N 03-03-06/1/25101 даны разъяснения по учету расходов на обновление баз данных.
В Письме указано, что ежемесячные затраты на обновление данных в существующей базе данных учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в том отчетном (налоговом) периоде, к которому эти расходы относятся. При этом затраты на обновление базы данных в виде доработки способов систематизации ее данных (материалов), учитывая их капитальный характер, учитываются в налоговом учете в течение оставшегося срока полезного использования такой базы данных.

 б/у

Нормами ПБУ 14/2007 увеличение первоначальной стоимости НМА в результате проведения модификации не предусмотрено.
Поскольку программа используется для осуществления торговой деятельности организации, расходы на ее модификацию учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы признаются при выполнении условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99. В данном случае условия, указанные в п. 16 ПБУ 10/99, выполняются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.

Заметим, что расходы на модификацию ПО будут приносить доход от его использования в последующих отчетных периодах.
Напомним, что расходы признаются с учетом допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 18 ПБУ 10/99). При этом в случаях, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы должны быть обоснованно распределены между этими отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
Согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в Письме от 12.01.2012 N 07-02-06/5, затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией, в течение периода, к которому они относятся (в случае, если затраты не соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету).

Исходя из вышесказанного организация вправе самостоятельно установить в учетной политике один из следующих вариантов учета расходов, понесенных в связи с модификацией ПО (п. 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н):
- признать указанные расходы единовременно на дату выполнения условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99;
- предварительно учесть затраты на модификацию ПО в качестве расхода будущих периодов и признавать их в составе расходов в течение планируемого срока использования ПО в установленном организацией порядке (например, равномерно).
Полагаем, что единовременное признание рассматриваемых расходов более соответствует таким требованиям, как осмотрительность (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов) и рациональность (абз. 4, 7 п. 6 ПБУ 1/2008). Кроме того, определить период, в течение которого затраты на модификацию ПО подлежат распределению, представляется весьма проблематичным в связи с быстрыми темпами развития технических возможностей ПО и необходимостью их регулярной модификации.

 

Разница между регистрацией программы на ЭВМ в Роспатенте и Минкомсвязи.

Статья с сайта : https://zakon.ru/blog/2019/04/22/v_chem_raznica_mezhdu_registraciej_programmy_dlya_evm_v_rospatente_i_minkomsvyazi

Регистрация программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТе дает следующие преимущества:

  • - получение свидетельства государственного образца, что рассматривается как подтверждение исключительного права на компьютерные программы, и как следствие, является важным обстоятельством при передаче прав на программный продукт потенциальным лицензиатам и покупателям;
  • - данные о зарегистрированном программном продукте вносятся в государственный реестр, что дает определенную правовую защиту интересов правообладателей и снижает риск возникновения конфликтных ситуаций, связанных с получением  различного рода доходов от пользования программой;
  • - свидетельство выступает одним из основных документов при защите интеллектуальных прав в суде;
  • - подтверждение регистрации становится важнейшим документом в противодействии компьютерному «пиратству»;
  • - наличие документа, подтверждающего интеллектуальные права, служит основой  взаимоотношений с инвесторами и потенциальными партнёрами;
  • - свидетельство о регистрации является основанием для постановки программного продукта на баланс предприятия и внесения его в уставный капитал в качестве нематериального актива;
  • - регистрация предоставляет возможности более безопасного участия в различных выставках и конкурсах международного характера;
  • - документ о регистрации подтверждает наличие исключительного права на программу при решении вопроса о привлечении дополнительных инвестиций в виде кредитования.

При этом регистрация программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТе проходит достаточно быстро, в течение двух месяцев и по формальным признакам. Для регистрации необходимо представить исходный программный код или его часть и краткую информацию об области применения, назначении и функциональных возможностях программного продукта.

Теперь рассмотрим суть регистрации программы для ЭВМ в Минкомсвязи.

С 1 января 2016 года в Российской Федерации вступил в действие закон, предписывающий создание реестра российского программного обеспечения и определяющий критерии для установления происхождения отечественного программного обеспечения. Постановлением Правительства устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд. Единый реестр был создан в целях расширения использования российского программного обеспечения и подтверждения его российского происхождения, а также оказания государственной поддержки отечественным правообладателям программного обеспечения. Отныне Правительство может ограничивать допуск программного обеспечения для участия в государственных закупках. Это означает, что государственный заказчик обязан в первую очередь искать необходимые ему программные продукты в реестре российского программного обеспечения Минкомсвязи.

Регистрация программы для ЭВМ в Минкомсвязи схожа с регистрацией в РОСПАТЕНТе. Однако есть и различия. Для регистрации необходимо соблюсти определенные критерии, в частности, для включения в реестр установлены следующие требования:

  • 1) правообладателем российского программного обеспечения может быть гражданин Российской Федерации или коммерческая организация. При этом доля участия российских граждан, организаций, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в коммерческой организации должна быть более 50%.
  • 2) Программное обеспечение должно быть введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
  • 3) Сведения о программном продукте не могут составлять государственную тайну.
  • 4) Общая сумма выплат за календарный год по лицензионным договорам в отношении иностранных юридических и физических лиц составляет мене 30 процентов выручки правообладателя программного обеспечения от его реализации, включая предоставление прав использования.

Если указанные выше критерии выполнены, то можно осуществлять регистрацию. Для этого необходимо заполнить онлайн–форму и внести сведения о программном продукте. Прежде всего, потребуется указать ссылку на страницу сайта правообладателя в сети Интернет, где размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения, а также информация, необходимая для эксплуатации и совершенствования программы. Иными словами, необходимо дать действующую ссылку на страницу с пользовательской информацией программного обеспечения. Помимо всего прочего, необходимо предоставить доступ к экземпляру программного обеспечения.

Также в онлайн-форме необходимо указать основание возникновения исключительного права на программу за заявителем (например, собственная разработка, служебное произведение, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнить в произвольной форме, но главное - представить сведения, которые будут необходимы и достаточны для определения того, действительно ли у заявителя имеются права на данное программное обеспечение. Одним из основных документов, подтверждающих наличие исключительных прав на программное обеспечение, является свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТе, так как оно имеет юридическую силу и презумпцию достоверности сведений.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что регистрация программы для ЭВМ в РОСПАТЕНТе и Минкомсвязи преследуют совершенно разные цели. Регистрация программного обеспечения в РОСПАТЕНТе  является одним из вариантов дополнительного подтверждения наличия исключительных прав на данный программный продукт. Регистрация программного обеспечения в Минкомсвязи необходима для получения возможности участия в государственных закупках и направлена на решение проблем, связанных с импортозамещением.

Автор материала: Марианна Бойкова

 Пошлина за регистрацию ПО в реестре Минкомсвязи не уплачивается.

Источник: https://www.dvitex.ru/poleznoe/biznes/intellektualnaya-sobstvennost/registratsiya-rossiyskogo-programmnogo-obespecheniya/

 

Когда лицензионные платежи за использование ТЗ включаются в таможенную стоимость товара

Вопрос: Организация осуществляет импорт из Китая продукции под товарным знаком, правообладателем которого является российский ИП. Организация заключила с правообладателем товарного знака лицензионный договор, в соответствии с которым она обязуется уплачивать лицензионные платежи в размере 10% от стоимости дальнейшей реализации ввезенной продукции на территории РФ. Увеличивается ли таможенная стоимость ввозимой продукции на сумму уплачиваемых лицензионных платежей? Если да, то в каком порядке?

Ответ: Если российский владелец товарного знака не установил требования к продукции китайского производителя, на которую наносится товарный знак, лицензионные платежи не увеличивают таможенную стоимость ввозимой продукции.
В противном случае лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость ввозимого товара. Если на момент таможенного декларирования не известна точная сумма лицензионных платежей, то допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров в установленном таможенным законодательством порядке.

Обоснование: Основным методом определения таможенной стоимости импортируемых товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) (ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров этим методом к цене товаров добавляются лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности. Это платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза в размере, не включенном в цену товаров (пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС).
Коллегией Евразийской экономической комиссии была разработана Рекомендация от 15.11.2016 N 20, в которой содержится Положение о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары (далее - Положение).
В соответствии с п. 7 Положения, если лицензионные платежи не включены в цену товаров и уплачиваются отдельно от счета на оплату ввозимых товаров, следует принимать во внимание следующие ключевые факторы:
- относятся ли лицензионные платежи к ввозимым товарам;
- является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров.
При анализе указанных факторов необходимо учитывать, что под продажей ввозимых товаров понимается их продажа для вывоза на таможенную территорию Союза. Иными словами, необходимо учитывать, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи товара иностранным поставщиком российскому импортеру (а не дальнейшая продажа товаров на территории РФ).
Наиболее распространенной ситуацией, когда лицензионные платежи могут рассматриваться как относящиеся к ввозимым товарам, является ситуация, при которой ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности. В подобной ситуации решение о том, относятся ли лицензионные платежи к ввозимым товарам, принимается на основе изучения и анализа вопроса, какие права на использование объекта интеллектуальной собственности предоставлены лицензиату в соответствии с лицензионным договором и каким образом предоставленные права используются лицензиатом (п. 8 Положения).
В рассматриваемом случае товары ввозятся под торговым знаком правообладателя. Следовательно, выполняется первое условие: лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам.
Согласно п. 9 Положения при определении того, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров, основным критерием является отсутствие у импортера (лицензиата) возможности приобрести ввозимые товары без уплаты лицензионных платежей.
Об отсутствии у импортера (лицензиата) возможности приобрести ввозимые товары без уплаты лицензионных платежей свидетельствует наличие в контракте указания на то, что покупатель (импортер) должен уплатить лицензионные платежи в качестве условия приобретения товара. Подобное указание является решающим при определении того, были ли лицензионные платежи уплачены в качестве условия продажи ввозимых товаров.
Зависимость продажи ввозимых товаров от уплаты лицензионных платежей может иметь место и в случаях, когда контракт не содержит прямого указания об уплате лицензионных платежей как условия продажи ввозимых товаров, особенно когда правообладатель и продавец являются разными лицами.
Во всех случаях решение о том, является ли уплата лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров, следует принимать с учетом анализа всех факторов и обстоятельств, сопутствующих продаже и ввозу этих товаров. Факторы, которые могут учитываться, приведены в п. 9 Положения.
Некоторые примеры с описанием ситуаций, касающихся лицензионных платежей за право использования товарного знака, приведены в Приложении к Положению.
Если ситуация, описанная в вопросе, подходит под пример 9, то импортер не должен включать в таможенную стоимость лицензионные платежи.
Если правообладателем не установлены требования к продукции, на которую наносится товарный знак, а также к ее производителям и выбор производителя осуществлялся покупателем самостоятельно, то уплата лицензионных платежей не является условием продажи этих товаров импортеру иностранным поставщиком.
В этом случае, в связи с тем что правообладатель не контролирует производство товаров производителем и их продажу покупателю ни в рамках договорных, ни в рамках каких-либо иных правовых отношений, уплата лицензионных платежей не является условием продажи этих товаров. Следовательно, лицензионные платежи в этом случае не подлежат добавлению к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате (см. пример 9 в Приложении к Положению).
Если же уплата лицензионных платежей является условием приобретения ввозимых товаров, то указанные платежи подлежат включению в цену ввозимого товара для целей определения таможенной стоимости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС.
И если окажется, что лицензионные платежи подлежат включению в таможенную стоимость ввозимого товара, но на момент таможенного декларирования неизвестна точная сумма лицензионных платежей, то допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается заявление таможенной стоимости на основе имеющихся у декларанта документов и сведений; исчисление и уплата таможенных платежей осуществляются исходя из заявленной таможенной стоимости. Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.06.2018 N 103.

В.И. Суколенова
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
22.11.2019

 

Регистрация ТЗ в иностранном государстве

https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-zaregistrirovat-tovarnyj-znak-za-rubezhom/

 https://madrid.wipo.int/feecalcapp/ - расчет пошлины в ВОИС

Учет НМА и НИОКР

<Информация> Минфина РФ N ПЗ-8/2011
"О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства"

 

Риски при использовании ТЗ без согласия правообладателя

ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с ней незаконное использование чужого товарного знака обернется не только немалыми штрафами: на должностных лиц - от 10 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 200 000 руб., но и конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, а также материалов и оборудования, используемых для их производства. Эта норма была применена к производителю конфет за размещение на упаковке товара словесного обозначения "Очумелая клубничка", поскольку правообладателем словесного товарного знака "КЛУБНИЧКА" является ОАО КФ "Красный Октябрь". Истцом выступила таможня, причем суд обязал уничтожить изъятые кондитерские изделия (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 23.01.2015 N С01-1290/2014).

 

Возврат некачественного товара

Как следует из Письма Минфина России от 27.04.2021 N 03-07-11/32138, в случае возврата некачественного товара этому третьему лицу покупатель не должен составлять корректировочный счет-фактуру.

 

Истечение 3-хлетнего срока

НДС

3-хлетний срок для подачи уточненной декларации по НДС  по товарам/работам/услугам, приобретенным в 1 кв. 2018г. истекает в 1 кв. 2021г.(даже не 25.04.2021г.) Т.е., вне зависимости от того как Организация планирует производить корректировку –за 1 кв. 2018г. или 1 кв. 2021г. существует риск отказа налоговыми органами в данных вычетах в связи с истечением 3-хлетнего срока.

Правовое обоснование.
В Письме Минфина РФ от 06.05.2020г. № 03-07-14/36428 выражена следующая позиция:
Согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
При этом срок, в пределах которого налогоплательщик вправе представить уточненную налоговую декларацию, законодательством о налогах и сборах не установлен.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса установлено, что, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе внести в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость изменения, предусматривающие уменьшение общей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты в случае, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком в пределах трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Аналогичная позиция приведена в Письме Минфина РФ от 12.05.2015г. № 03-07-11/27161.

Как указал Конституционный Суд РФ в п. 2.2 Определения от 24.03.2015 N 540-О, датой возникновения обязанности по уплате НДС, размер которого определяется с учетом заявленных налоговых вычетов, является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации.

По мнению Верховного суда РФ, трехлетний срок для вычета НДС не продлевается на 25 дней, установленные для подачи налоговой декларации. (Определение ВС РФ от 04.09.2018г. № 308-КГ18-12631).

Таким образом, три года для получения вычета отсчитываются с даты принятия на учет товаров/работ/услуг и истекают в последний день квартала, на который приходится окончание данного трехлетнего срока. Дата счета-фактуры не имеет значения, так же как и дата принятия на счет . Три года не продлеваются на срок предоставления декларации и др. периоды.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что 3-хлетний срок по товарам/работам/услугам, приобретенным в 1 кв. 2018г. истекает в 1 кв. 2021г. Т.е., вне зависимости от того как Организация планирует производить корректировку –за 1 кв. 2018г. или 1 кв. 2021г. Существует риск отказа налоговыми органами в данных вычетах в связи с истечением 3-хлетнего срока.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ (Письма Минфина РФ от 27.09.2017г. № 03-02-07/1/62596, от 04.04.2017г. № 03-03-06/1/19798).
По нашему мнению, приведенная норма может быть применена в том случае, если организация представляет уточненные налоговые декларации, по результатам которых производится зачет или возврат сумм налога. Косвенно это подтверждается вышеприведенным Определением Верховного Суда РФ от 19.01.2018г. № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016.

Соответственно, в случае подачи уточненных деклараций за прошлые периоды, заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налогов будет принято фактически только за периоды с 2014 года.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ (п1. ст. 287 НК РФ).
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 НК РФ). Следовательно, 3 года для налога, который должен был быть уплачен за 2014г. исчисляются с 28.03.2015г.

В Письме Минфина РФ от 15.06.2012г. № 03-03-06/1/309 указано следующее:
"В соответствии с п. 7 ст. 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.
В Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10 Президиум ВАС РФ указал, что определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Основания для возврата излишне уплаченных сумм по налогу на прибыль наступают по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган, т.е. 28 марта года, следующего за годом, в котором образовалась переплата".

Но есть мнение о том, что с даты подачи декларации,а не с 28.03. 

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, Определении ВС РФ от 03.09.2015 по делу N 306-КГ15-6527, А72-6526/2014, Письмах Минфина РФ от 15.06.2012 N 03-03-06/1/309, ФНС России от 21.02.2012 N СА-4-7/2807,  Определении ВС РФ от 03.09.2015 по делу N 306-КГ15-6527, А72-6526/2014, а также в Постановлениях АС ВВО от 26.12.2017 N Ф01-5679/2017 по делу N А17-9750/2016, АС ДВО от 05.12.2017 N Ф03-4545/2017 по делу N А73-2970/2017, АС УО от 12.07.2017 N Ф09-3428/17 по делу N А60-49585/2016, АС СЗО от 07.06.2018 N Ф07-5841/2018 по делу N А56-22308/2017.
Письмо Минфина России от 27.06.2016 N 03-03-06/1/37152 - по уточненной деклараци..

Электронные услуги

В п. 1. ст. 174.2 НК РФ указано, что оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг
- через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей статье - сеть "Интернет"),
- автоматизированно с использованием информационных технологий.

К таким услугам относятся:
- оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет",
- обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети "Интернет", поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет"), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

 

Ранее на Вопрос: Об НДС при оказании белорусским хозяйствующим субъектом российской организации услуг по разработке, доработке и адаптации программного обеспечения.

Минфин РФ в Письме от 12.02.2020 г. № 03-07-08/9471 указывал, что местом реализации услуг по разработке, доработке и адаптации программного обеспечения, оказываемых белорусским хозяйствующим субъектом российской организации, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. При этом делалась оговорка о том, что если указанные услуги относятся к электронным, то требуется постановка исполнителя на учет в российских налоговых органах.

В Письме Минфина РФ от 30.03.2021г. №03-07-08/22913 указано следующее:
«По мнению Минцифры России, изложенному в письме от 04.03.2021 N П8-1-06-085-6418, направленному в адрес Минфина России, под автоматизированным оказанием организациями услуг (оказанием услуг в электронной форме), на регулирование которого направлена статья 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), следует понимать оказание услуг с использованием автоматизированных систем - совокупностей комплексов средств автоматизации (компонентов автоматизированных систем, включающих программно-технические комплексы, информационные базы и прочие элементы) и сотрудников (персонал) организаций, использующих данные комплексы при оказании соответствующих услуг. При этом во избежание неоднозначности трактовки в целях статьи 174.2 Кодекса определения термина "автоматизированно" услугами, оказываемыми автоматизированно, следует считать только те услуги, которые поименованы в указанной статье Кодекса».


Возможно после данных разъяснений Минцифры Минфин РФ начал давать такие разъяснения:
Вопрос: Об НДС при приобретении у иностранной организации услуг по разработке мобильного приложения.
«… перечень услуг в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается территория Российской Федерации, предусмотрен пунктом 1 статьи 174.2 Кодекса.
На основании положений указанной статьи 174.2 Кодекса при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в Российской Федерации возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в российском налоговом органе».


Но с таким подходом любые услуги иностранных контрагентов по разработке, модификации или адаптации программных продуктов, размещенных в сети Интернет будут требовать постановки их на учет в налоговых органах РФ.

Поэтому ситуация является неоднозначной. Предлагаю получить договор от клиента и сделать запрос в Минфин РФ.


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"

(Письмо Минфина России от 06.03.2017 N 03-07-11/12532) – по электронным услугам

https://zakon.ru/blog/2019/5/27/opredelenie_elektronnoj_uslugi_dlya_celej_naloga_na_google