⇒ 1          ⇒         
Как мы уже говорили в Уроке 1н, в соответствии со ст. 17 НК РФ "Общие условия установления налогов и сборов"
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и
элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
 
Объект налогообложения и налоговый период были нами рассмотрены в Уроке №1н
Отмечу, что в п. 3 ст. 11 НК РФ указано, что понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
 
 
В этом Уроке мы будем говорить о налоговом контроле. А, следовательно, о тех, кто контролируется (налогоплательщики) и том, кто контролирует (налоговые органы).
 

Налогоплательщики

В ст. 19 НК РФ "Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов" указано следующее:
"Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.
 
Из вышеизложенного следует, что 
налогоплательщиками или плательщиками страховых взносов/сборов являются 
- организации и физические лица или 
- иностранные структуры без образования юридического лица.
Но если у российской организации есть филиал/обособленное подразделение, то он/оно также может исполнить  обязанность организации по уплате налогов, сборов, взносов по месту нахождения этих филиалов/обособленных подразделений.
 
embarassedЗдесь интересны будут 2 вопроса:
- в каких случаях налоги и взносы должны уплачиваться по месту нахождения филиалов/обособленных подразделений. 
- что такое филиал и обособленное подразделение организации.
 
Ответ на вопрос №1.
КАКИЕ  НАЛОГИ  ПЛАТЯТСЯ  ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ  ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Из ст. 19 НК РФ следует, что филиал или обособленное подразделение могут сами платить по месту своего нахождения налоги/взносы. Но также за них это может сделать непосредственно организация (Письмо Минфина РФ от 10.03.2005г. № 03-06-01-04/133).

Примерами налогов., которые платятся по месту нахождения филиала, являются:
- НДФЛ в отношении зарплаты работников филиала/обособленного подразделения (п.7 ст. 226 НК РФ),
- налог на прибыль (в части бюджета субъектов РФ) по прибыли, приходящейся на филиал/ обособленное подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ),
- налог на имущество в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (п.3 ст. 382 НК РФ).

Ответ на вопрос №2 .
ЧТО ТАКОЕ  ФИЛИАЛ,  ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО,  ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ.
В Уроке №1н мы также упомянули ст. 11 НК РФ "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе", в п. 1 которой указано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом п. 2 ст. 11 НК РФ установлен перечень отдельных терминов и их определений с позиций НК РФ.
 
Т.е., когда нас интересует какой-то термин, мы сначала смотрим в п. 2 ст. 11 НК РФ, ищем в иных положениях НК РФ, и, если мы его там не находим, то обращаемся к иной отрасли законодательства, в которой дано определение данному термину.
 
Итак, понятие обособленное подразделение и место нахождения обособленного подразделения есть в ст. 11 НК РФ:
 

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяц.
Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
 
Простыми словами: обособленное подразделение организации - это любое ее помещение, адрес которого отличается от адреса самой организации, указанного в ЕГРЮЛ, и по месту нахождения которого создано хотя бы одно рабочее место на срок больше месяца.
Причем располагаться оно может на соседней улице и быть подведомственными той же налоговой инспекции. Работники могут находиться там постоянно или появляться время от времени. (Письма Минфина РФ от 26.07.2019г. № 03-03-06/1/56159, от 10.04.2018г. № 03-02-07/1/23401)

В соответствии с п. 1 ст. 83 организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
За непредставление в налоговый орган сведений о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ - штраф 10 тыс. руб. (Определение ВС РФ от 26.06.2017г. № 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015).
 
coolЗнакомимся с ГК РФ
А вот определение понятия "филиал" не приводится в НК РФ и , соответственно, мы обращаемся к ГК РФ - ст. 55 "Представительства и филиалы юридического лица".

§ Загляните во вкладку: Филиал и представительство.


Ознакомьтесь, пожалуйста, с правами и обязанностями налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

Обязанности налогоплательщика 

Права налогоплательщика

Важно! Материал о правах и обязанностях налогоплательщика также размещен в библиотеке Онлайн школы "Стань Главбухом!" с тем, чтобы Вы имели возможность периодически обращаться к нему. Эту информацию важно периодически контролировать и восстанавливать в памяти. Почему? 
Потому, что здесь перечислены основные наши обязанности. Они меняются и дополняются законодателем. Также мы имеем свойство их забывать. А ответственность за неисполнение очень значительная.
Кроме того, знание своих прав позволяет чувствовать себя защищенным в отношениях с проверяющими, правильно планировать свои действия и т.п.

 

Ознакомьтесь , пожалуйста с положениями Статьи 54.1 НК РФ  "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов".

 

Налоговые органы

 ⇒3  

Что же это такое - налоговые органы?
Думаю, что Вы скажете: "Все понятно, зачем эта информация. Только голову забивать лишним!".

Однако, полагаю, что чтобы чувствовать себя на равных с проверяющими, очень полезно понимать их правовую природу. Тогда проще реализовывать свои права и  защищать себя. Так что, присоединяйтесь! Эта информация как раз для Вас!

В соответствии с п.1 и п.3 ст. 30 НК РФ "Налоговые органы в Российской Федерации"
1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

К чему это приводит? 
Например:
- Налогоплательщик поменял адрес: Но по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям и заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению НДС, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а действия, связанные с исполнением решения, осуществляет налоговый орган по новому месту учета. (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57, Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692).
- Налогоплательщик предоставил декларацию не в ту налоговую. Ссылаясь на данную норму, можно доказывать, что обязанность выполнена. И тем самым либо уменьшить штраф, либо избежать. 

 

Ознакомьтесь, пожалуйста, с материалами о правах и обязанностях налоговых органов:
Обязанности налоговых органов и должностных лиц

Права налоговых органов

Также существует Положение о Федеральной налоговой службе, утв.  Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506. в котором еще подробнее прописаны права и обязанности налоговых органов.
Ознакомиться с этим нормативным актом очень полезно!

 

Налоговый контроль

⇒4 

Статья 82 НК РФ "Общие положения о налоговом контроле"
1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством
- налоговых проверок,
- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов,
- проверки данных учета и отчетности,
- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),
- а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
В целях налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 настоящего Кодекса.
5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

 

А теперь обо всем по порядку:
В п.1 ст. 82 НК РФ указаны способы налогового контроля. Поговорим о них.

Статья 87. Налоговые проверки
1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
1) камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);
2) выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).


Основные положения по камеральным налоговым проверкам:

Камеральная налоговая проверка проводится
- по месту нахождения налогового органа,
- на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа,
- уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями,
- без какого-либо специального решения руководителя налогового органа,
- в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) - общем случае, за исключением НДС, для которой установлено 2 месяца.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.
При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, предоставленными налогоплательщиком или имеющимися у налогового органа  об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если подается уточненная декларация с суммой налога к уменьшению или сумой увеличенного убытка налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

В отношении пояснений по декларациям по НДС, которые  должны быть представлены  в электронной форме, установлено требование пояснения также представлять в электронной форме в установленном формате. Иначе пояснения не считаются представленными.

При предоставлении пояснений  налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. 

Если по итогам проверки декларации налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения составляется  акт проверки в порядке, предусмотренном ст.100 НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Так, из ст. 88 НК РФ следует, что документы истребуются не во всех случаях, а в случаях:
- непредоставления с декларацией документов, установленных законов, 
- применения льгот и пониженных ставок налога, 
- по декларациям НДС в случае возмещения НДС, выявлении противоречий, в др. случаях по НДС,
- при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной декларации, представленной по истечении двух лет, если заявлена сумма налога меньше (убытка больше), чем в ранее предоставленной декларации,
- когда заявлен инвестиционный вычет в декларации по налогу на прибыль,
- проверки расчета по страховым взносам.

А в случаях, если
- в декларациях, отличных от НДС, камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки либо
- в уточненных декларациях, представленных до истечение 2 лет от установленного срока,  заявлена сумма налога меньше (убытка больше), чем в предыдущих  декларациях,
могут быть запрошены пояснения и требование о внесении исправлений. Но документы не могут быть затребованы.

Например, Письмо Минфина РФ от 11.02.2019г. № 03-07-07/8029.

Требование о предоставлении пояснений и документов может быть выставлено в любой день в пределах срока камеральной проверки (Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75).
В других случаях запрашивать документы за пределами срока камеральной проверки налоговый орган не вправе. Документы, истребованные за пределами сроков камеральной проверки, не могут быть учтены при рассмотрении материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № 57).

Положения, установленные ст. 88 НК РФ для налогоплательщиков в равной степени относятся к плательщикам страховых взносов. 

 

Основные положения по выездным налоговым проверкам:
Выездная налоговая проверка проводится
- на территории  налогоплательщика или, если он не может предоставить помещение, на территории налогового органа
- на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Филиалы и представительства могут проверяться как самостоятельно, так и в рамках проверки организации.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
-полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
-предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
-периоды, за которые проводится проверка;
-должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В случае представления уточненной декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить
- две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период,
- в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года. (При этом самостоятельные проверки филиалов и представительств не учитываются).

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется
- со дня вынесения решения о назначении проверки и
- до дня составления справки о проведенной проверке.


Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ (т.е., у контрагента и иных лиц);
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

В случае начала и прекращения приостановления выносятся решения. 
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6месяцев.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.


Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

 

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут
- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика,
- производить осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком ,
- производить выемку документов, если существует вероятность их уничтожения и т.п.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

ТЕСТ для самопроверки
(Правильный ответ закрашен голубым цветом. Чтобы его узнать, выделите помеченную строку курсором)

Вопрос Правильный ответ
(Чтобы его узнать, выделите помеченную строку курсором)
Кто может признаваться налогоплательщиком Организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, а также иностранные структуры без образования юридического лица.
(ст. 19 НК РФ).
Филиал является налогоплательщиком? Нет, но исполняет обязанности организации-налогоплательщика  по оплате отдельных налогов, связанных с деятельностью филиала (налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество).
Организация расширила штат и арендовала офис для новых сотрудников в соседнем здании на 1 год. Возникают ли у нее дополнительные обязанности налогоплательщика? Данное ОП не является филиалом/представительством.

Да. Поскольку это не филиал/представительство, Организация обязана
-уведомить в теч. 1 месяца налоговый орган об открытии обособленного подразделения. (пп.3 п. 2 ст. 23 НК РФ).
- уплачивать налог на прибыль (с прибыли, приходящейся обособленное подразделение) и НДФЛ (с зарплаты работников подразделения) по месту нахождения доп.офиса.

Через год доп. офис закрылся. Возникают ли обязанности по уведомлению налогового органа?

Да. Организация обязана
уведомить в теч. 3 дне налоговый орган о прекращении деятельности обособленного подразделения. (пп.3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

О прекращении - уведомление производится вне зависимости от того просто это обособленное подразделение, филиал/представительство.

Чем отличается филиал от представительства?

Представительство - представляет интересы организации и осуществляет их защиту.
филиал - осуществляющее все функции организации или их часть, в том числе функции представительства. (ст. 55 НК РФ).

Может быть обособленное подразделение не  филиалом и не представительством?

Да.
Сведения о филиале или представительстве должны быть указаны в ЕГРЮЛ. В уставе не обязательно.

Сведения об обособленном подразделении в смысле НК РФ в ЕГРЮЛ не указываются. 

Обязан ли налогоплательщик:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ,
- вести в учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена НК РФ,
4) представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена НК РФ?
 Да. пп.1-4 п. 1 ст. 23 НК РФ
Организация стала участником ООО. Доля участия - 20%. Должна ли она уведомлять налоговый орган? Нет. Об участии в хозяйственных товариществах и ООО уведомлять налоговый орган не нужно. Вне зависимости от доли участия. (пп.2 п.2 ст. 23 НК РФ).
ИП приобрел акции АО "Мотылек". Доля прямого участия превышает 10%. Должен ли он уведомлять налоговый орган об этом участии? 

Да. АО не относится к хоз.товариществам и ООО. Об участии в которых уведомлять не нужно. 

В остальных случаях уведомлять нужно.  (пп.2 п.2 ст. 23 НК РФ).

Однако эта обязанность не распространяется на физ.лиц без статуса ИП.  (Письмо Минфина РФ от 06.08.2007г. № 03-02-07/1-364)

Срок хранения   данных бухгалтерского и налогового учета по НК РФ:
4 года
3 года
5 лет. 

 4 года.

Организация и один из ее учредителей приняли решение о создании дочерней компании в Республики Беларусь. Доли участия 51% и 49%, соответственно.

Возникают ли у них обязанности по уведомлению налогового органа?

 Да. обязаны уведомить и Организация и учредитель. Т.к., доля участия превышает 10 % уставного капитала. п. 3.1. ст. 23 НК РФ.

Обособленному подразделению организации открыт счет в банке.
Организация приняла решение о наделении его полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц этого обособленного подразделения.

Должна ли Организация об этом уведомлять налоговый орган по месту своего нахождения?

 Да.(пп.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).
В какой срок организация обязана наладить электронный документооборот с налоговым органом. Не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения организации к лицам, обязанным представлять отчетность в электронном виде.  Это относится практически ко всем организациям и ИП, сдающим отчетность. (п. 5.1. ст. 23 НК РФ)
Каков срок для направления налоговому органу документов, подтверждающих полномочия представителя налогоплательщика в электронном взаимодействии? Не позднее 3 дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий. (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).
В течение какого срока налогоплательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по ТКС квитанцию о приеме документов от налогового органа.  В течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом. (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).
Имеет ли право налогоплательщик получать от налогового органа и Минфина РФ бесплатные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства?  Да. (п.п.1,2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Имеет ли право налогоплательщик не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов?   Да. (пп.11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Имеет ли право налогоплательщик на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки?   Да. (пп.15 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Обязан ли налоговый орган руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах?

Да. (пп.5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Но здесь необходимо также иметь в виду следующее:

Часто Минфин РФ имеет позицию отличную от позиции высших судов. В связи этим Минфин РФ в письме от 07.11.2013г. № 03-01-13/01/47571  указал, что В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Подробнее: Минфин РФ против высших судов. Кого слушать налогоплательщику.

Что делает налоговый орган, если налогоплательщик не оплатил в течение 2 месяцев со дня истечения срока исполнения требования сумму налога, за неуплату которой грозит уголовная ответственность? В течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направляют материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.198 - 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
(п.3 ст. 32 НК РФ).
 Должны ли должностные лица налоговых органов :
- действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство?
 Да. (ст. 33 НК РФ)
В каких случаях налоговые органы вправе проводить выемку документов при проведении налоговых проверок?  В случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. (пп.3 п.1 ст. 31 НК РФ).

Вправе ли налоговые органы:
- получать пояснения в связи с уплатой налогов/взносов,
- приостанавливать операции по счетам в банках и налагать арест на имущество,
- осматривать помещения налогоплательщика,
- вызывать свидетелей,
- привлекать экспертов?

Да. (п.п.4-11 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Вправе ли вышестоящие налоговые органы отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов? Да.  (п. 3 ст. 31 НК РФ).

Вправе ли налоговые органы информировать налогоплательщиков  о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты?

Да. при получении письменного согласия налогоплательщика. (п.7 ст. 31 НК РФ).
Место проведения камеральной проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа (ст. 88 НК РФ).
На основании каких документов проводится камеральная проверка? На основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (ст. 88 НК РФ)
Выносится ли специальное решение о проведении камеральной проверки? Нет. (ст. 88 НК РФ)
Срок проведения камеральной проверки для НДС и иных деклараций? НДС - 2 месяца. Иные декларации - 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. (ст. 88 НК РФ).
До окончания камеральной проверки подана уточненная декларация. Как поступает налоговый орган? Прекращает проверять первоначальную и начинает проверять новую. При этом может использовать ранее предоставленные документы. Срок проверки начинается заново.

Камеральной проверкой первоначальной декларации (не НДС) выявлены ошибки и противоречия  с имеющейся у проверяющих информации.

Налоговый орган направил требование о предоставлении документов.
Обязан ли это делать налогоплательщик?

В таком случае об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если до требования о предоставлении документов налогоплательщик не получил требование о предоставлении пояснений и внесении исправлений в декларацию, налоговая не вправе требовать предоставления документов. 

Т.о., налогоплательщику целесообразно дать пояснений. В предоставлении документов он имеет право отказать. 

Но здесь необходимо смотреть дальше. Налоговый орган при несогласии с пояснениями может составить акт проверки по правилам ст. 100 НК РФ. При подготовке возражений на этот акт налогоплательщику целесообразно подтвердить их необходимыми документами.  (ст. 88, п.6 ст. 100 НК РФ)

В каких из перечисленных случаев  требование о предоставлении документов правомерно?

- непредоставление с декларацией документов, установленных законов, 
- применение льгот и пониженных ставок налога, 
- по декларациям НДС в случае возмещения НДС, выявлении противоречий, в др. случаях по НДС?

Все.

В каких из перечисленных случаев  требование о предоставлении документов правомерно?

- при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной декларации, представленной по истечении двух лет, если заявлена сумма налога меньше (убытка больше), чем в ранее предоставленной декларации,

- когда заявлен инвестиционный вычет в декларации по налогу на прибыль,

- проверка расчета по страховым взносам.

Все.

Налоговая затребования пояснения по декларации по НДС, которую налогоплательщик должен предоставлять в электронном виде по ТКС. В какой форме могут быть предоставлены данные пояснения?

- в электронной по ТКС,

- на бумажном носителе?

В электронной форме по ТКС в установленном формате. 

Иначе пояснения не считаются представленными.

Вправе ли налоговый орган при проведении камеральной проверки  истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.

Нет.

Именно по этой причине нужно хорошо знать ст. 88 НК РФ. 

Прошло 4 месяца с момента предоставления налоговой декларации и организация получила требование о представлении пояснений. Обязана ли она его исполнять? Нет. Требование о предоставлении пояснений и документов может быть выставлено в любой день в пределах срока камеральной проверки (Письмо Минфина России от 18.02.2009г. № 03-02-07/1-75).

Верны ли утверждения:

Выездная налоговая проверка проводится
- на территории  налогоплательщика или, если он не может предоставить помещение, на территории налогового органа,
- на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Да. (ст. 89 НК РФ)
Установлены ли НК РФ требования к решению о проведении выездной налоговой проверки.  Да. (ст. 89 НК РФ)
За какой период может быть проведена выездная налоговая проверка? За период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. (ст. 89 НК РФ)
Какое количество налогов может быть проверено в рамках одной выездной налоговой проверки?  не ограничено (один или несколько)
Какой срок может продолжаться выездная налоговая проверка (ВНП)? ВНП не может продолжаться более 2 месяцев. 
Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев.
Какое из утверждений является верным?
Налоговые органы не вправе проводить
- две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период,
- в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года. (При этом самостоятельные проверки филиалов и представительств не учитываются),
- повторные ВНП.
Налоговые органы не вправе проводить
- две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период,
- в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года. (При этом самостоятельные проверки филиалов и представительств не учитываются). (ст. 89 НК РФ).
Как исчисляется срок ВНП? Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется
- со дня вынесения решения о назначении проверки и
- до дня составления справки о проведенной проверке.
Что является основанием для приостановки ВНП? Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Повторная ВНП это ВНП, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
Кто вправе проводить повторную ВНП?

1) вышестоящий налоговый орган - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговый орган, ранее проводивший проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. 
За какой период может проводиться выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика.

Независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. 

При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

 

 

 А теперь давайте  ближе познакомимся с основными налогами,
которые уплачиваются на ОСН
Урок № 3н. Кратная характеристика налогов