Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. 

Налоговому планированию присущи следующие основные принципы:

1) законность - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;

2) комплексное использование законодательства при налоговом планировании;

3) разумность (реальность, эффективность) - любые действия налогоплательщика должны иметь не только юридическое, но и экономическое обоснование;

4) презумпция невиновности налогоплательщика;

5) научность и обоснованность.

 При этом необходимо помнить о тонкости грани между налоговым планированием и применением схем ухода от налогообложения.

Поэтому при оптимизации налогообложения необходимо также оценивать налоговые риски в случае возникновения разногласий с налоговыми органами относительно законности примененных способов минимизации налоговой нагрузки.

 Сразу хочется отметить два базовых судебных акта высших судов, признающих право налогоплательщика на налоговую оптимизацию и налоговое планирование.

Так в пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2003 N 9-П подтверждена правомерность налогового планирования и приведена связь налогового планирования с налоговой обязанностью: если законом предусматриваются те или иные льготы, освобождающие от уплаты налогов или позволяющие уменьшить сумму налоговых платежей, то применительно к соответствующим категориям налогоплательщиков обязанность платить законно установленные налоги предполагает необходимость их уплаты только в той части, на которую льготы не распространяются, и именно в этой части на таких налогоплательщиков возлагается ответственность за неуплату законно установленных налогов.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" введено понятие «налоговая выгода», под которой ВАС РФ понимает «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

В пункте 4 Постановления указано, что «возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной».

При оценке законности оптимизации налогов, проверяющие и судебные органы определяют экономическую обоснованность действий налогоплательщика и выясняют не является ли получение налоговой выгоды единственной или основополагающей целью.