Библиотека Онлайн школы "СтаньГлавбухом"!


Минфин РФ против высших судов. Кого слушать налогоплательщику.

 

surprised Часто возникают ситуации, когда по вопросу налогообложения Минфин РФ занимает одну позицию, а Высшие суды - другую. 

Мы в практике часто встречаем предпринимателей, которые стараются самостоятельно разобраться в таких хитросплетениях и следуют позиции Минфина РФ. Но дает ли это 100% свободу от налоговых рисков?

Нет. не дает!!!!!

- Согласно п.1 ст. 34.2 НК РФ Минфин РФ дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

- На основании пп.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

- В письме Минфина РФ от 07.11.2013г. № 03-01-13/01/47571  "О формировании единой правоприменительной практики", доведенном до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013г. №ГД-4-3/21097, было указано, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. 
В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерацииналоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

cool Для того, чтобы определиться чьей позиции придерживаться нужно устанавливать не только позицию Минфина РФ и ФНС РФ, но и позицию, изложенную в 
- решениях, постановлениях, информационных письмах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ),
- решениях, постановления и письмах Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ).
Поскольку в соответствии с приведенным Письмом Минфина РФ "О формировании единой правоприменительной практики" налоговые органы должны руководствоваться перечисленными судебными актами ВАС РФ и ВС РФ.

Может показаться, что это достаточно старое письмо. Однако в Письме от 14.11.2019г. № 03-03-07/88049 Минфин РФ поддтвердил, что продолжает придерживаться данной позиции.
О том же свидетельствуют ссылки на данное письмо как Минфином РФ при предоставлении разъяснений, так и ФНС РФ.
Например: Письмо ФНС России от 02.06.2020г. № БС-4-11/9100, Письма Минфина РФ от 31.01.2020г. № 03-04-06/6183, N 03-04-06/6182.

Кроме того: ФНС РФ в Приказе ФНС России от 14.10.2016г. № ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" также указывает, что при принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свое действие постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также сохраняющие свое действие информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты арбитражных судов округов и Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.

 

Конечно, все вышеизложенное необходимо указывать налоговому органу и в суде в случае наличия спора. Но также надо постоянно мониторить позицию судов. Поскольку она порой тоже меняется.

 

С примерами таких ситуаций Вы можете познакомиться в следующих статьях:
Налоговые последствия при признании сделки недействительной
Учетная политика предпринимателя (ИП) на общем режиме налогообложения